ОБЩИЙ КУРС ДРЕССИРОВКИ
Дрессировку собак необходимо проводить с учетом особенностей их поведения и типа высшей нервной деятельности.
Дрессировка собак возбудимого, безудержного типа высшей нервной деятельности
При дрессировке собак возбудимого типа необходимо учитывать, что тормозной нервный процесс у этих собак по отношению к возбудительному процессу относительно слабее.
Следовательно, построение приемов, связанных с выработкой тормозных условных рефлексов нужно проводить особенно осторожно, последовательно и постепенно. К таким приемам относятся выборка вещей, нахождение человека из группы по запаху следа или вещи, проработка следов, а также выработка сложных навыков, включающих выдержку (в положении посадки, укладки, стояния, при апортировке и др.).
Например, при выполнении навыка «апортировка» собака должна находиться у левой ноги дрессировщика до подачи команды «Апорт» даже в том случае, когда собака видит полет брошенного дрессировщиком предмета.
Обычно неопытные дрессировщики по отношению к собакам этого типа допускают грубые ошибки, сводящиеся, в основном, к перенапряжению тормозного процесса, нарушению последовательности ввода усложнений.
Например, при первоначальной дрессировке часто наблюдается явление, когда дрессировщик посылает собаку на выборку вещей или выборку человека со следа или вещи подряд несколько раз. Обычно при первом и втором посыле на выборку собака выбирает правильно. Тогда дрессировщик, как бы желая закрепить правильную выборку, посылает ее третий и четвертый раз. Однако в этом случае вопреки ожиданию собака начинает выбирать вещи или человека с ошибками и значительно хуже, чем при первом и втором посыле.
Кроме того, собака становится чрезмерно суетливой и может совершенно отказаться от выборки. То же самое получается и при несоблюдении последовательности в увеличении общего числа углов (поворотов на следу) и особенно острых углов.
Опыт показывает, что собакам возбудимого типа в первое время дрессировки нужно предъявлять ограниченные требования, выполнение которых связано с процессом торможения, особенно при первоначальной выборке вещей, выборке человека со следа или вещи. При этих приемах собаку нельзя посылать на выборку больше 1—2 раз. Только по мере подготовленности собаки постепенно можно увеличивать количество вещей или людей, а также количество
посылов на выборку. То же самое относится и к проработке пересеченных следов, увеличению количества углов на следу.
При дрессировке возбудимых собак последовательно и постепенно следует вырабатывать и общую выдержку. Например, при выработке выдержки в каком-либо положении (посадке, укладке, стоянии и др.) не следует в первые дни перенапрягать у таких собак процесс торможения, т. е. требовать от них длительной выдержки.
В первое время достаточна выдержка продолжительностью в 3— 5 секунд. В дальнейшем по мере выработки тормозного условного рефлекса продолжительность выдержки постепенно увеличивается и доводится до требований, определенных программой дрессировки.
В процессе дрессировки к собакам возбудимого типа приходится применять более сильные механические раздражители с целью за-торможивания нежелательных действий. Например, в приемах «хождение рядом», «замедление темпа движения», «отказ от корма» возбудимые собаки могут не выполнить нужные действия при воздействии обычным раздражителем. В этом случае применяется более сильный рывок поводком.
Собаки этого типа в большинстве случаев легко переносят воздействие различных раздражителей (свет или звук чрезмерной силы, неожиданный удар и др.), а также способны работать с большим напряжением и длительное время, особенно при проработке следа.
Таким образом, дрессировка собак возбудимого типа должна проводиться с таким расчетом, чтобы путем последовательной и систематической тренировки привести в некоторое соответствие тормозной процесс с возбудительным, сгладить резко выраженное преобладание возбудительного процесса над тормозным путем воздействия на собаку условными и безусловными раздражителями. При соблюдении метода индивидуального подхода к собакам возбудимого типа их первоначальная неуравновешенность в процессе дрессировки и последующей тренировки может быть несколько выравне-на, и этим самым повышена эффективность работы такой собаки. Если дрессировщик не учитывает особенности нервных процессов собаки и перенапрягает тормозной процесс, то обычно развивается болезнь — невроз, который длится неделями и даже месяцами
Собаки возбудимого типа в основном пригодны для дрессировки к розыскной службе. Таких собак рекомендуется закреплять за более спокойными дрессировщиками. Собаки чрезмерно возбудимого (безудержного) типа высшей нервной деятельности для дрессировки к розыскной службе не пригодны.
Дрессировка собак подвижного типа высшей нервной деятельности
Собаки этого типа характеризуются сильными, уравновешенными и хорошо подвижными нервными процессами. Они легко поддаются дрессировке. Обычная методика дрессировки для собак данного типа вполне приемлема. Условные рефлексы как положительные, так и тормозные вырабатываются у них быстро и сохраняются прочно.
108
У собак этого типа обычно без особых трудностей можно выработать навыки приостановки различных нежелательных действий, выдержки в различных навыках и дифференцировки запахов. При нарушении общих правил дрессировки и несоблюдении последовательности ввода усложнений качество работы собаки резко снижается и может возникнуть заболевание нервной системы.
Дрессировка собак инертного типа высшей нервной деятельности
При дрессировке собак данного типа нужно иметь в виду их индивидуальные особенности, которые заключаются в малой подвижности нервных процессов (возбуждения и торможения).
Эти собаки медленно реагируют на раздражители, трудно переносят быструю смену процессов возбуждения и торможения. Поэтому в первоначальный период дрессировки следует избегать быстрой подачи друг за другом команд противоположного значения. Например, таким собакам нельзя подавать команду «Фу» сразу же после команды «Фасе» и наоборот, так как эти команды по своему значению являются противоположными. В первом случае от собаки требуется торможение двигательных рефлексов, во втором случае команда является стимулом к повышению двигательной реакции.
Определенная трудность встречается и при быстром переходе собаки от одной деятельности к другой. Если дать собаке команду «Сидеть» и, как только собака сядет, сразу же дать новую команду, допустим, «Лежать», то собака эту команду не всегда выполняет сразу. Нередко требуется подача повторной команды.
Подобные приемы необходимо вводить с таким расчетом, чтобы между дачей разных команд и исполнением их был достаточный промежуток времени. Учитывая эту особенность флегматических собак, дрессировщик не должен нервничать и кричать на собаку за медлительность выполнения, так как это не помогает, а затрудняет ее дрессировку. Обращение с собакой всегда должно быть спокойным, ровным. Перенапряжение подвижности нервных процессов обычно приводит к неврозу.
Медлительность смены нервных процессов этих собак создает некоторые трудности также в развитии злобы, выполнении приемов задержания убегающего и конвоирования задержанного человека.
Флегматические собаки очень медленно возбуждаются на помощника, слабо на него реагируют, они спокойно ожидают нападения помощника, обороняются и нападают только в том случае, когда помощник действует более активно.
Эта характерная особенность собаки флегматического типа иногда не учитывается ни дрессировщиком, ни его помощником. Причину медлительности действий собаки они видят в слабости раздражителя и начинают дергать собаку, наносить ей удары и т. д., вследствие чего у собаки вырабатывается и закрепляется пассивно-оборонительная реакция на человека, т. е. трусость. В результате собака становится непригодной к использованию на службе. Однако можно
избежать подобных ошибок. Нужно помнить, что в процессе дрессировки помощник никогда не должен причинять собаке сильное болевое ощущение, хотя бы эта собака и обладала резко выраженной агрессивной реакцией, т. е. не следует ее запугивать. Нужно вызывать соответствующее возбуждение, агрессивную реакцию собаки не болевым раздражителем, а общим внешним поведением помощника и если этого недостаточно, то рекомендуется применять легкие болевые раздражители.
Что же касается навыков, связанных с четкой дифференциров-кой (различением запахов), то собака флегматического типа усваивает их очень медленно, но после выработки условных рефлексов работает четко, без ошибок.
Собак флегматического типа следует закреплять за более подвижными и энергичными дрессировщиками. Это позволит до некоторой степени постепенно устранить общую медлительность и вялость собаки.
Дрессировка собак слабого типа высшей нервной деятельности
Дрессировка собак этого типа чрезвычайно трудна. Эта трудность еще больше усугубляется тем, что большинство собак слабого типа имеют резко выраженную пассивно-оборонительную реакцию.
Дрессировка к сторожевой и особенно розыскной службе является чрезмерной нагрузкой для собаки слабого типа. Ее слабая нервная система не в состоянии справиться со сложной дрессировкой. Поэтому в пограничные войска такие собаки приниматься не должны.
Дрессировка собак с учетом их возраста, условий воспитания и степени подготовленности
Для дрессировки могут быть приняты собаки разных возрастов, воспитанные в разнообразных условиях и имеющие разную степень подготовленности (дрессировки).
Необходимо учитывать эти особенности, иначе не может быть успешной дрессировки. В связи с тем, что подготовка розыскных и сторожевых собак проводится, как правило, в школах и на сборах, возникает необходимость соблюдения определенных методических правил дрессировки собак в составе группы.
Даже в небольшой группе, состоящей из 10—12 собак, мы можем встретить собак различных не только по типам высшей нервной деятельности и преобладающим реакциям, но и отличающихся целым рядом других особенностей.
Прежде всего, могут быть собаки неодинакового возраста — молодые и среднего возраста. В зависимости от этого, могут встретиться разные трудности в дрессировке. Например, у молодых собак нервная система недостаточно окрепшая. Они чаще могут проявлять трусость на раздражители большой силы.
Лучше всего дрессируются молодые собаки в возрасте от 1 до
по
2 лет. Но иногда берутся в дрессировку собаки моложе или старше. К собакам разного возраста должен быть и разный подход.
При дрессировке молодых собак механические раздражители следует применять с большой осторожностью. Сильные болевые раздражители могут вызвать у них пассивно-оборонительную реакцию и в результате систематического применения подобных раздражителей сделают их трусливыми. Молодые собаки легко дрессируются подражательным методом, поэтому некоторые приемы можно строить этим методом (преодоление препятствий, развитие злобы, апортировка и др.). Необходимо учитывать также большую подвижность молодых собак. Особенно осторожно надо вырабатывать у них выдержку в навыках общей дрессировки.
Ряд особенностей нужно учитывать и при дрессировке собак старше 2 лет. У таких собак имеется много нежелательных условных рефлексов, которые затрудняют их дрессировку к определенной службе. Чаще всего встречаются собаки, которые даже при наличии достаточной злобы не хватают за костюм помощника. Следовательно, упражнения по развитию злобы с подобными собаками нужно отрабатывать чаще, чем с другими собаками. Некоторые собаки трудно поддаются дрессировке по апортировке и их зачастую невозможно приучить к подноске предметов обычными методами. Поэтому нужен дифференцированный подход к подбору раздражителей для таких собак.
При дрессировке собак следует также учитывать, в каких условиях происходило их воспитание в щенячьем возрасте — в питомниках, на заставе или в домашних условиях.
Правильно воспитанные щенки хорошо поддаются дрессировке. В связи с тем, что в домашних условиях воспитание щенков зачастую проводится непродуманно, у таких собак нередко встречаются нежелательные связи на различные раздражители. Эти особенности нужно учитывать с первых дней дрессировки. Занятия необходимо организовывать и проводить дифференцированно, для каждой собаки составлять индивидуальные задания.
Среди собак, поступающих в дрессировку из питомников войсковых частей, довольно часто встречаются собаки, проявляющие сильную ориентировочную реакцию, иногда даже трусость на всевозможные звуковые и зрительные раздражители (гудки паровозов, заводов, людей, домашних животных и т. д.). Такие недостатки особенно характерны для собак, воспитанных в питомниках, расположенных вдали от населенных пунктов и в лесу.
Методика дрессировки таких собак должна отличаться от методики, пригодной для собак, прошедших нормальный курс воспитания. Если собака боится некоторых раздражителей окружающей среды или отвлекается на них, выработку первоначальных условных рефлексов нужно проводить с минимальным количеством отвлекающих раздражителей. И, кроме того, нужно производить специальные выгуливания собак с вводом тех раздражителей, на которые собака сильно реагирует. При этом нужно соблюдать принцип последовательности усиления отвлекающих раздражителей.
Нельзя также одновременно вводить приемы и усложнения для всех молодых собак без учета их воспитания. Если собаки воспитывались в нормальных условиях, можно вырабатывать навыки относительно быстрее, чем с собаками недовоспитанными.
Нередко в школы прибывают собаки, прошедшие общий курс дрессировки или даже приученные к работе по следу. Безусловно, нет необходимости задерживать их дрессировку в ожидании того, когда все собаки будут подготовлены для ввода нового приема. С такими собаками следовую работу и другие специальные приемы можно начинать раньше и руководствоваться параллельным методом дрессировки. Однако при этом обязательно нужно учитывать степень подготовленности самого дрессировщика, который должен быть подготовлен к дрессировке своей собаки по новому приему как теоретически, так и практически.
Индивидуальный подход к дрессировке собак должен соблюдаться не только в начальный период дрессировки, по и в процессе всего курса подготовки служебных собак.
По различным причинам в одной и той же группе (отделении) не все собаки одинаково поддаются дрессировке и работают. Поэтому зачастую становится невозможным одновременный ввод приемов и усложнений для всех собак в одни и те же дни, строго по расписанию занятий.
В случаях, когда нет возможности добиться одинаковой надрес-сированности собак, необходимо вводить приемы и усложнения с учетом степени их подготовленности. Руководитель занятия должен предусматривать конкретные индивидуальные задания для каждой собаки и подбирать необходимые для каждой из них условия и обстановку дрессировки.
Не менее важным является индивидуальный подход при обучении самих дрессировщиков. Не все дрессировщики одинаково быстро усваивают специальное дело и овладевают искусством дрессировки. В связи с этим необходим учет индивидуальных особенностей каждого дрессировщика и дача им конкретных индивидуальных заданий.
Неумелые действия дрессировщика, допускаемые им ошибки в построении приемов, как правило, приводят к задержке выработки у собаки условных рефлексов и к образованию у нее нежелательных связей. Поэтому надо знать, какому дрессировщику какая нужна помощь. Все эти требования исходят из того, что каждый дрессировщик должен подготовить свою собаку к несению определенной службы. От его умения самостоятельно дрессировать, в основном, и зависит успех подготовки собаки.
http://www.fci328.net/